ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. В ПОЛЕТЕ
§ 32. ВИЗУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Визуальной ориентировкой называется определение места самолета опознаванием ориентиров при видимости земной поверхности. Местность считается опознанной, если экипаж узнает наблюдаемые на ней ориентиры, фактический вид которых совпадает с их изображением на карте по ряду характерных признаков. Определение места самолета визуальной ориентировкой ведется в интересах контроля пути, определения, навигационных элементов полета, а также выхода на цель.
Достоинствами визуальной ориентировки являются достоверность, относительная простота и сравнительно. малая затрата, времени на определение места самолета. Благодаря указанным свойствам визуальная ориентировка имеет важное значение в практике самолетовождения.
Успех ведения визуальной ориентировки в полете зависит от знания экипажем района боевых действий (полетов), то есть системы линейных и площадных ориентиров и их вида с воздуха в различное время года; умения читать полетные карты, то есть представлять себе, как изображенный на карте топографическим знаком ориентир выглядит на местности при наблюдении с самолета; умения выбирать на местности, обозреваемой с самолета, такие ориентиры и их признаки, которые проще всего могут быть найдены на карте; умения предварительно на карте оценить район своего вероятного местонахождения; умения определять на глаз удаление от наблюдаемых на местности ориентиров с разных высот; знания мест расположения светотехнических средств самолетовождения и данных об их работе.
Визуально местонахождение самолета может быть определено в момент пролета опознанного экипажем ориентира или сопоставлением положения самолета относительно опознанных ориентиров.
Различают следующие виды ориентиров: линейные (железные, шоссейные и грунтовые дороги, реки, каналы, горные цепи, берега морей и больших озер, линии Электропередач и т. д.); площадные (леса, большие озера, крупные населенные пункты
и т. д.), занимающие относительно большую площадь и выделяющиеся своими контурами на местности; точечные (перекрестки дорог, мосты, отдельные постройки, заводские трубы, характерные вершины гор и т. п.).
При ведении визуальной ориентировки не все ориентиры равноценны по дальности их видимости с самолета и возможности быстрого опознавания с воздуха. Степень сложности опознавания ориентиров на местности зависит от их вида, формы, размеров и окраски, фона местности, времени года, прозрачности атмосферы, высоты и скорости полета.
Железные дороги на местности отличаются своими правильными линиями темного цвета. На поворотах имеют плавные закругления. В зависимости от высоты полета и видимости они различаются на расстоянии 8—40 км. В ночное время железные дороги хорошо просматриваются только с малых высот, и то только в лунную ночь. В безлунную ночь они не видны, заметны только освещенные железнодорожные станции и огни тепловозов и электровозов. В зимний период железные дороги обычно хорошо выделяются на фоне местности (если в этот день не было снегопада).
Шоссейные дороги летом видны на местности в виде полос серого цвета, а в сырую погоду —более темного цвета. Зимой в зависимости от снежного покрова и наезженности оци имеют серый или черный цвет. Хорошо выделяются на общем фоне в лунную ночь. В зависимости от высоты полета и видимости они различаются на расстоянии 10—70 км. Шоссейные дороги от железных дорог отличаются своей прямолинейностью и более крутыми поворотами.
Грунтовые дороги делятся на улучшенные и проселочные. Улучшенные дороги в отличие от шоссейных имеют широкую, но неправильно наезженную колею. Являются хорошими ориентирами. Проселочные дороги видны хуже. Ориентировка по ним затруднена, так как они часто меняют свои направления, поэтому их вид на карте может не соответствовать виду на местности.
Большие и средние реки являются надежными ориентирами. Летом они хорошо видны с больших высот и расстояний в виде широкой, темной извилистой ленты. Отличительными признаками рек являются отблеск воды (при солнечном освещении), характерные изгибы, а также кусты и деревья по берегам. Летом реки видны лучше, чем зимой. Зимой замерзшие реки видны лишь с небольших расстояний по очертаниям берегов. Ночью реки хорошо видны в сторону Луны по отблеску воды.
Мелкие реки хорошо видны при наблюдении по вертикали под самолетом и хуже видны, если находятся в стороне. Выделяются на фоне местности темной узкой извилистой полосой. Хорошо заметны мелкие частые изгибы и более темная растительность по берегам. В лесу реки видны только при полете над ними. Весной при разливе они меняют размеры и очертания, что затрудняет их опознавание.
Береговая черта водных пространств является наиболее характерным ориентиром. При незамерзшей воде она видна на большом расстоянии в виде резко очерченной линии, отделяющей сушу от поверхности воды. Прекрасно различаются бухты, заливы и мысы. Однако чрезмерная изрезанность береговой черты затрудняет ведение визуальной ориентировки. В зимний период береговая черта просматривается хуже.
Крупные населенные пункты хорошо видны с больших расстояний, выделяясь своей конфигурацией на общем фоне местности. Промышленные города обнаруживаются по густой дымке над ними от промышленных предприятий. Между собой крупные населенные пункты отличаются размерами, контурами, количеством и направлением подходящих к ним дорог, а также наличием крупных зданий, спортивных комплексов, телевизионных вышек и других характерных сооружений. Ночью при отсутствии светомаскировки они служат хорошими световыми ориентирами.
Средние населенные пункты хорошо заметны с больших расстояний благодаря пестрой окраске домов. Опознаются они главным образом по линейным ориентирам. Ночью они обнаруживаются при наблюдении под небольшим углом, зимой выделяются издалека в виде серого пятна на белом фоне заснеженной местности.
Мелкие населенные пункты (деревни, хутора, поселки и т. п.) в открытой малонаселенной местности обнаруживаются со значительных расстояний и легко, в пересеченной местности они сливаются с общим фоном и их обнаружение затруднено. Зимой мелкие населенные пункты хорошо выделяются на белом фоне снежного покрова. Ночью они имеют вид отдельных световых точек.
Лесные массивы летом и зимой хорошо различаются на общем фоне местности с больших расстояний, особенно зимой. Хвойные леса отличаются от общего фона местности темнозеленой окраской. Контуры лесов хорошо заметны со средних и больших высот и могут служить надежными линейными ориентирами. Но при этом надо иметь в виду, что контуры лесов не всегда сходятся с изображением на карте. Лучшими ориентирами в лесу являются дороги, просеки, вырубки и др., цаблюдаемые, как правило, только под небольшими углами. При полете над очень большими лесными массивами (сибирская тайга) или над районами с большим количеством лесных площадей ориентировка затрудняется.
Озера хорошо обнаруживаются летом на большом расстоянии благодаря отблеску воды, а при пасмурной погоде — по ровной темной площади. Хорошо заметна более зеленая растительность по берегам озер. Зимой опознавание озер затруднено. Их можно различить на небольшом расстоянии по ровной поверхности снежного покрова, окаймленной темной кромкой кустарников и деревьев. От весеннего половодья и осенних дождей озера разливаются, отчего их конфигурация и размеры сильно меняются, что затрудняет визуальную ориентировку.
Рельеф местности может использоваться для ориентировки в таких районах, где он резко выражен. В горной местности ориентирами являются отдельные вершины гор, характерные скалы, долины. В пустынной и степной местности ориентирами служат балки, овраги, дороги, караванные пути и колодцы.
Ниже приводится таблица средних дальностей видимости ориентиров в зависимости от высоты полета (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Ориентиру |
Дальность видимости |
КМ |
|
с малых высот |
со средних высот |
с больших высот |
|
Крупные населенные пункты…. |
30 — 40′ |
70 — 80 |
90— 120 |
Средние и мелкие населенные пункты |
10— 15 |
40 — 50 |
60 — 70 |
Большие реки………………………………….. |
15—20 |
40 — 50 |
70— 100 |
Средние и малые реки……………………. |
7—10 |
30—35 |
40 — 50 |
Железные дороги…………………………….. |
8- 15 |
20-25 |
30 — 40 |
Шоссе………………………………………………. |
10-20 |
30 — 40 |
50 — 70 |
Грунтовые дороги…………………………… |
5 — 10 |
15—20 |
До 20 |
Озера………………………………………………. |
10-20 |
40 — 50 |
70— 100 |
Леса…………………………………………………. |
10— 15 |
30—40 |
50 — 70 |
В основу визуальной ориентировки положено определение места самолета путем сличения карты с местностью. Поэтому при ведении визуальной ориентировки экипаж обязан соблюдать следующие правила:
— перед сличением карты с местностью ориентировать ее по странам света;
— каждому определению места самолета должно предшествовать счисление пути, с тем чтобы иметь возможность сличить карту с местностью в районе предполагаемого местонахождения самолета; .
— ввиду ограниченного времени на распознавание ориентиров, особенно при полетах на больших скоростях, необходимо ожидать появления ориентиров в пределах видимости, то есть знать, какой ориентир и с какого направления должен появиться;
— из совокупности ориентиров, видимых с данной высоты полета,-выбирать сначала крупные, наиболее характерные, опознавать их, а затем переходить к опознаванию более мелких ориентиров вблизи самолета или под Самолетом;
— ориентиры опознавать не по одному, а по "нескольким отличительным признакам, чтобы не спутать ориентиры, похожие друг на друга.
При ведении визуальной ориентировки существует следующий порядок. Прежде чем сличить карту с пролетаемой местностью, необходимо ее ориентировать, то есть расположить карту так, чтобы направление истинного меридиана на ней совпадало с северным направлением на местности.
Для этого необходимо по показанию курсовой системы мысленно проложить на карте линию истинного курса, затем повернуть карту так, чтобы эта линия была параллельна продольной оси самолета (рис. 6.1).
При таком положений карты ориентиры, расположенные на ней, будут соответствовать расположению этих же ориентиров на местности. Затем определить район вероятного местонахождения само-
лета на карте и в пределах найденного района выбрать характерные ориентиры, которые могут быть наиболее легко обнаружены при данных условиях полета, и после этого сличить карту с местностью.
Если ориентир на местности достоверно опознан, то на карте отмечается место самолета крестиком размером 8—10 мм с указанием времени.
Следует помнить-, что каждый ориентир имеет основные и дополнительные признаки, отличающие данный ориентир от ему подобных.
К основным признакам ориентиров относятся размеры, окраска, конфигурация, а к дополнительным те, по которым отличается данный ориентир от ему подобного. Дополнительными признаками, позволяющими, например, отличить один населенный пункт от другого, являются характер, количество и направление дорог, наличие и взаимное расположение других ориентиров, например рек, озер и т. д., вблизи него.
Сличение карты с местностью можно выполнять переходом от карты к местности и от местности к карте.
В первом случае необходимо выбрать на карте один или несколько характерных ориентиров, затем отыскать их на местности. Это позволяет заранее изучить эти ориентиры по карте, а затем ожидать их появления на местности. Данный способ является основным.
Второй способ — переходом от местности к карте — применяется тогда, когда в прле зрен. ия самолета появляется характерный ориентир. В этом случае, набліодйя за ориентиром на местности, необходимо изучить и запомнить его характерные признаки, затем по ним отыскать ориентир на карте.
В зависимости от наличия и видимости ориентиров по маршруту, определение места самолета (МС) по наземным ориентирам может выполняться различными приемами. Наиболее просто оно определяется по ориентиру, наблюдаемому непосредственно под самолетом. В случаях когда на линии пути нет характерного ориентира, можно применить прием определения МС по видимому положению нескольких опознанных ориентиров относительно самолета. Определяя глазомерно направление и удаление самолета от опознанных ориентиров, штурман оценивает примерное положение самолета относительно их и определяет место на карте.
При глазомерном определении расстояний на местности необходимо иметь в виду зависимость горизонтальной дальности от вы соты полета и вертикального угла (табл. 6.2).
Таблица 6.2
|
Следует отметить, что ошибки в определении МС при глазомерной оценке расстояния до ориентиров могут достигать больших значений, особенно при полетах на больших высотах, поэтому прибегать к этому приему следует только после того, как будут выработаны навыки глазомерных определений дальностей до ориентиров.
На ведение визуальной ориентировки большое влияние оказывают условия видимости ориентиров, так как от этого зависит наибольшее расстояние, с которого можно их обнаружить и опознать. Дальность видимости ориентиров зависит от их размеров, цвета и яркости, от фона окружающей местности, освещенности и прозрачности атмосферы. Хорошо опознаются ориентиры, резко выделяющиеся на фоне местности, и значительно хуже те, которые сливаются с общим фоном местности.
Прозрачность атмосферы является одним из основных факторов,- определяющих видимость ориентиров. Такие метеорологические элементы, как облачность, дождь, снегопад, туман, существенно влияют на прозрачность атмосферы и снижают дальность видимости ориентиров.
Видимость ориентиров зависит от времени года. Лучшие условия для ведения визуальной ориентировки бывают летом. Весной
при таянии снега, а_также осенью, когда местность покрыта отдельными снеговыми пятнами, местность приобретает однообразный пестрый фон, на котором зачастую очень трудно различить мелкие и даже средние населенные пункты, грунтовые дороги. При таянии снега весной искажаются русла рек вследствие их разлива. В зимнее время реки и озера плохо различимы даже с небольшой высоты.
Условия визуальной ориентировки в значительной мере зависят от времени суток. Сумерки сокращают дальность видимости ориентиров и лишают их окраски, вследствие чего появляется однотонность в окраске и скрадываются отдельные детали объектов. В сумерках видимость ориентиров резко ухудшается, потому что экипажу приходится наблюдать затемненную земную поверхность из освещенного пространства. Кроме того, в это время суток иногда резко ухудшается прозрачность атмосферы из-за образовавшейся дымки и радиационных туманов.
В ясную лунную ночь условия ориентировки почти не отличаются от дневных. Ориентиры хорошо различимы, но выглядят несколько иначе, чем днем. Когда Луна находится высоко над горизонтом, ориентиры видны и распознаются довольно легко, особенно если они находятся в той части горизонта, где расположена Луна. При низком положении Луны над горизонтом лучше заметны ориентиры в противоположном от Луны направлении.
В темную безлунную ночь ориентировка затруднена. Неосвещенные пункты заметны в виде серого пятна с расплывчатыми очертаниями.
Движение на электрифицированных железных дорогах видно благодаря вспышкам при неплотном касании токоприемников.
Мелкие и средние реки, железные и шоссейные дороги, лес и озера в темную ночь на больших высотах не просматриваются.
Дальность видимости огней и световых ориентиров в темную ночь приведена в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Дальность видимости, км
Отблески зенитного прожектора…………………………
Большие промышленные города (освещенные) Небольшие населенные пункты (освещенные) Большие железнодорожные станции (освещенные) Мелкие железнодорожные станции (освещенные)
и большие села…………………………………………………….
Костры………………………………………………………………..
Огни одиночных домов……………………………………….
Огни паровозов. . — …. і……………………….
Свет автомобильных фар…………………………………….
Высота полета оказывает Существенное влияние на ведение визуальной ориентировки. С больших высот в хорошую погоду даль-
мость видимости крупных ориентиров увеличивается, но при этом уменьшается возможность использования для ориентировки мелких ориентиров из-за ухудшения их видимости и увеличиваются погрешности в определении места, самолета вследствие больших ошибок в определении вертикали. Кроме того, при полетах на больших высотах и в стратосфере ведение визуальной ориентировки усложняется специальным обмундированием экипажа и наличием больших участков местности, закрытых деталями самолета.
При полетах в стратосфере (свыше 12 000 м) ориентировка затрудняется малой горизонтальной видимостью. Объясняется это скоплением водяных паров, пыли, продуктов сгорания, солей и других частиц под задерживающим слоем тропопаузы. В утренние и вечерние часы видимость еще более ухудшается, так как яркость солнечного освещения в это время значительно меньше. Часто значительные участки местности под самолетом закрыты облачностью.
При полетах на больших высотах уменьшается угловая скорость перемещения самолета над местностью и даже при больших скоростях экипаж располагает достаточным временем для наблюдения за ориентирами.
При полетах на малых высотах и больших скоростях условия ведения ориентировки ухудшаются вследствие небольшой дальности видимости ориентиров, которые видны не в плане, а в перспективе,.и резкого сокращения времени для их распознавания из-за большой скорости углового перемещения.
На видимость ориентиров существенное влияние оказывает рельеф местности: ориентиры, находящиеся в лощинах, оврагах, за противоположными скатами и т. д., могут быть не видны вовсе или видны слишком короткое время. Поэтому визуальную ориентировку при полетах на малых высотах необходимо вести с упреждением, ожидая появления намеченного ориентира.
Сложность ведения визуальной ориентировки при полетах на малых высотах и больших скоростях требует от экипажа, и в частности от штурмана, тщательной наземной подготовки и отличного знания района полетов (боевых действий), чтобы отличительные признаки ориентиров можно было познать в полете без обращения к карте.